" судьба "
Нет комментариев
Доказательства существования человеческой воли
Доказательства существования человеческой воли
1.Всевышний Аллах послал людям тысяча пророков, начиная с Адама (мир ему) и заканчивая нашим пророком (мир ему и благословение). Эти пророки сообщили людям повеления и запреты Аллаха. Также они предупредили их, что тех, кто подчинится Его повелениям, ждёт великое вознаграждение, а тех, кто не подчинятся Ему, ждёт великая кара.
Если бы у людей не было бы свободы выбора, то есть воли было бы бессмысленным послание пророков и ниспослание священных писаний Аллахом. Вот что сказано в Коране об этом: "Мы отправили посланников, которые несли благую весть и предостерегали, дабы после пришествия посланников у людей не было никакого довода против Аллаха. Аллах – Могущественный, Мудрый". (Сура 4. ан-Ниса «Женщины» , аят (стих)165).
2. К тому же подвергать наказанию людей отправив их в ад после того как они насильно были заставлены впасть в неверие и неповиновение несмотря на то что им были посланы пророки полностью противоречит справедливости, милости и мудрости Аллаха. В одном из аятов сказано: "Это – за то, что приготовили ваши руки, ведь Аллах не поступает несправедливо с рабами"". (Сура 3. Аль Имран «Семейство Имрана», аят (стих)182,Сура 8. аль-Анфаль «Добыча», аят (стих)51).
3.Во многих своих аятах Коран обращает наше внимание на то, что человек имеет свою собственную волю и опровергает утверждение о принуждении людей при выборе его действий. Вот некоторые из этих аятов:
А)" Скажи: "Истина – от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует". Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон". (Сура 18. аль-Кахф «Пещера» , аят (стих)29).
Б)" Скажи: "О люди! К вам явилась истина от вашего Господа. Кто следует прямым путем, тот поступает во благо себе, а кто впадает в заблуждение, тот поступает во вред себе. Я не являюсь вашим попечителем и хранителем"". (Сура 10. Йунус, аят(стих)108).
В) )" Что же касается самудян, то Мы указали им на прямой путь, но они предпочли слепоту верному руководству". (Сура 41. Фуссилат «Разъяснены» , аят (стих)17).
Г) )" Если бы Аллах пожелал, то они не приобщали бы сотоварищей.". (Сура 6. аль-Анам «Скот» , аят (стих)107).
4.Каждый человек подсознательно чувствует, что он обладает свободной волей. Например, если человек повстречает на своем жизненном пути что то хорошее и что то плохое он выберет хорошее из них, а если человек повстречается чем то полезным и чем, то вредным он выберет полезное из них. Это показывает, что мы имеем свободную волю.
Также человек отдавший предпочтение одному из двух разных вещей, в случае если он останется довольным своим выбором выражает свое довольство словами: “Хорошо, что я сделал это”. Если же он не удовлетворится своим выбором, выражает свое недовольство словами: “Не надо было делать этого”. Человек, не имеющий право на свободный выбор, не сможет сказать: “Хорошо, что я сделал это” или “Не надо было этого делать ”. Эти два чувства являются психологическим доказательством того что мы делаем свой выбор сами своей свободной волей.
5.Те, кто не поняли что такое предопределение на самом деле, иногда связывают те ошибки и грехи, которые они совершили с предопределением и говорят: ”Мы сделали это, потому что Аллах заранее предначертал это для нас”. Но на самом деле то, что Аллах заранее записал, то, что произойдет, не заставляет человека совершать грехи. Всезнающий Аллах знал заранее, какие деяния мы совершим, и записал это в ясном Писании. Но мы не совершаем эти деяния по причине того что Аллах заранее записал наши действия, наоборот мы совершаем их своей свободной волей, а Аллах записал их заранее, поскольку Он знал что мы совершим эти деяния.
То, что Аллах знает и записывает заранее действия, которые мы совершим, не означает, что мы вынуждены совершать эти действия. Поскольку знание подчиняется знаемому. То есть знание зависит от знаемой вещи. Например, то, что мы заранее определяем время восхода солнца в летний период и пишем это время на календарях, не означает, что солнце вынуждено восходить в определенное нами время.
6.Знания Аллаха отличается от наших знаний. Мы знаем лишь прошлое, то есть лишь, то, что произошло в прошлом. Мы не можем знать будущее. Но Аллах, который обладает всеобъемлющим знанием, знает и прошлое, и настоящее и будущее во всех деталях.
Вот что говорит об этом один из великих исламских богословов: “Если представить что отражения в правой стороне зеркала, которое у тебя руках это прошлое, а отражения в левой его стороне является будущим, тогда это зеркало может показать лишь ту сторону, в которую оно смотрит. Отражения в зеркале будут отличаться друг от друга в зависимости от их расстояния от зеркала. Но если держать зеркало так чтобы оно смотрело сверху вниз, в зеркале одновременно будут отражаться как объекты, находящиеся в правой стороне, так и объекты, находящиеся на левой стороне.
В таком положении зеркала все объекты, отражающиеся в нём, будут находиться на одинаковом расстоянии от него. И мы не можем утверждать, что какой-то из этих объектов находится ближе или дальше. Наше знание, наше зеркало смотрит в сторону прошлого, и мы можем знать лишь прошлое в хронологическом порядке. Но мы не можем знать будущего. Но всеобъемлющее знание Аллаха как то зеркало, которое смотрит сверху вниз одновременно, объемлет всё, что произошло в прошлом и все что произойдет в будущем. И для этого знание нет понятия близости или дальности”. Kaynak: http://www.poznayteislam.com - Доказательства существования человеческой воли