" судьба "
Нет комментариев
Судьба и человеческая воля.
Ранее мы определили кадар как жизненный план вселенной и всех существ, а када как воплощение в жизнь этого плана.
Ранее мы определили кадар как жизненный план вселенной и всех существ, а када как воплощение в жизнь этого плана. Но кроме кадара и када существует и человеческая воля. Человек делает свой выбор между добром и злом этой свободной волей и тем самым он сам своей волей направляет свою жизнь в определенное русло. Давайте детально рассмотрим этот вопрос:
Некоторые события в жизни человека происходят вопреки его воле. Например, наша воля не в силах вмешиваться в такие вещи как, где и когда мы родимся, кто будут нашими родителями, наш пол, уровень нашего интеллекта, наши чувства. В этих вопросах господствует воля Аллаха. Человеческая воля не имеет никаких полномочий в этих вопросах. По этой причине человек не несет ответственности за них.
Но в жизни человека имеются действия, которые совершаются по его человеческой воле и по его выбору. В особенности при выборе между добром и злом человек имеет право выбора и сам выбирает одно из двух своей так называемой маленькой волей и в зависимости от своего выбора человек удостаивается вознаграждение от Всевышнего Аллаха или же заслуживает наказания от Него.
Вот как разъясняют этот вопрос Учёные ахлю-сунна:
Аллах создает в человеке волю имеющую способность творить добро и зло. Человек использует эту волю, чтобы делать выбор между добром и злом. Использованную таким образом волю называют маленькой волей, и эта воля исходит из человека сделавшим этот выбор. После того как человек делает свой выбор Аллах создает действие которое человек выбрал.
Здесь необходимо разъяснить ещё один вопрос:
Богословы ахлю-сунна считают, что маленькая воля исходит от человека, а создание выбора маленькой воли осуществляется Аллахом. Но течение джибриййе отрицает маленькую волю человека, а течение мутазила отрицает создание действия Аллахом. Учёные ахлю-сунна доказывали необоснованность их утверждений, приводя различные доводы.
Давайте коротко остановимся на них:
А) Человек имеет собственную волю
В исламской истории еретическое течение под названием джибриййе полностью отрицало человеческую волю. Последователи этого течения утверждали, что все происходящие события, включая добро и зло, происходят по воле Аллаха и осуществляются Его могуществом. А человек это не что иное, как листок, качающийся на ветру. И что человек не имеет собственной воли.
Идеи, выдвинутые этим течением, не смогли найти себе много сторонников, поскольку они противоречат разуму и принципам Корана и сунны. Коран опровергает утверждения этого течения. Ниже мы приводим аяты Корана на эту тему: “Многобожники скажут: "Если бы Аллах пожелал, то ни мы, ни наши отцы не приобщали бы сотоварищей и не запрещали бы ничего".
Таким же образом считали лжецами посланников те, кто были до них, пока они не вкусили Наше наказание. Скажи: "Есть ли у вас какое-либо знание, которое вы можете представить нам? Вы лишь следуете предположениям и лжете".Скажи: "У Аллаха есть убедительное доказательство. Если бы Он пожелал, то повел бы прямым путем всех вас"”. (Сура 6. аль-Анам «Скот», аяты (стихы)148-149).
В этих аятах ясно опровергаются утверждения многобожников, и открыто излагается, что человек имеет право свободного выборе и что те, кто впали, многобожие сделали это по своей воле.
Мазхабы (течения) Матуриди и Ашари называемые ахлю-сунна принимали существование предопределения и утверждали, что человек выбирает добро или зло своей собственной свободной волей, но добро или зло выбранное человеком создается Аллахом. Kaynak: http://www.poznayteislam.com - Судьба и человеческая воля.