" Бог " Нет комментариев

 

 Как нужно понимать выражение «рука Аллаха» упоминающийся в аятах и хадисах?

Как нужно понимать выражение «рука Аллаха»  упоминающийся в аятах и хадисах? Разрешается ли исходя из этого выражения, придавать определенную форму Аллаху?

Ответ:

«Мудрость выражения метафорического смысла в муташабихате (иносказательные коранические аяты, истинный смысл которых можно понять только благодаря толкованию) прямым значением заключается в том, чтобы приблизить и добиться принятия людьми истин и значений не привычных для них. Например, так как людям не знакомо образное значение слово «йед» (рука) появляется необходимость выражения этого слово его прямым значением.
Методы изложения Корана называемые муташабихат являются некими биноклями и очками для людей не обладающими знаниями, для перехода к истинам и для того чтобы показать самые глубокие тонкости аятов Корана.
К тому же имеется необходимость в проявлении уважения и защите чувств и понятий народа и в том, чтобы обращаться к ним в соответствии степенью развития их интеллекта.
Именно по этой причине литераторы и мастера науки риторики пользовались истиаре (метафорами) и ташбихами (уподоблениями) для выражения разбросанных смыслов и тонких истин. Муташабихаты относятся к тонким и сложным истиаре (метафорам). Потому что муташабихат выражает тонкие истины.
Именно по этой причине литераторы и мастера науки риторики в большинстве своём затрудняются в понимании тонких истин, а народ затрудняется в понимании чистых истин, и рациональных вопросов не завися от привычных для него методов выражения, и слов, значений и фраз, укоренившихся в его воображение. Они не могут понять эти истины. Необходимо излагать эти высокие истины привычными для них выражениями. Но нельзя напрямую воспринимать такие выражения Корана, так как это приведет к таким абсурдным и необоснованным утверждениям как восприятия Аллаха как обладателя физического тела и как придача Ему определенной формы. Такие выражения нужно рассматривать как посредников для перехода к истине.
Имеются множества аятов и хадисов, в которых применительно к Аллаху упоминается слово «рука» значение некоторых из них, таких как аят «Рука Аллаха - над их руками.» (Победа, 10) и хадис «Рука Аллаха вместе с джамаатом (с общиной)» абсолютны. В них не упоминается количество рук. А в некоторых из них, таких как аят «Он сказал: «О Иблис! Что помешало тебе пасть ниц перед тем, кого Я сотворил Своими обеими Руками?»» (Сад,75) и «Оба руки Аллаха являются правыми» упомянуто «два йеда (два руки)». А в некоторых из них, таких как аят «Неужели они не видят, что из того, что совершили Наши руки (Мы Сами), Мы создали для них скот, и что они им владеют?» (Йа Син, 71) руки упоминаются во множественном числе. А из них образовались вопросы вероубеждения. Учёные саляфа (предшественники сподвижников) сказали: «Так как в Коране применительно к Аллаху упоминается слово «рука» а также сказано: «Нет никого подобного Ему,» (Совет, 11) исходя из этих аятов мы веруем, что Аллах имеет руки но по причине того что рациональные и повествовательные доводы требуют того чтобы рука Аллаха не может быть материальной рукой, истинное значение этих слов мы оставляем божественному знанию Аллаха и не пытаемся комментировать эти слова… ». То есть они веровали во все муташабихи и говорили: «хотя толкования этого не знает никто, кроме Аллаха.» (Али Имран, 7). Но последующие периоды с появлением некоторых муджассима (антропоморфистических) мазхабов (течений) учёные каляма (религиозно-философское течение, представители которого уделяют особое внимание изучению логики и философии, строят свои воззрения на логических аргументах) посчитали дозволенным толкование и изложение таких выражений соответствующими значениями исходя из других аятов.
Слово «йед (рука)» имеет различные значения в арабском языке;
1.Название общеизвестной части тела, обозначающее часть тела до запастя или до подмышек.
2.Означает блага и используется во множественном числе. Говорится «Блага исходящие для меня от того то человека преумножились.» «Такой-то человек сделал благое для меня за что я ему благодарен.» Но если говорится: «Господин, да буду я жить под вашей рукой» это значит жить благодаря вашей помощи и благ исходящих от вас.
3.Означает силу и могущество. К тому же имеются толкование этих слов Корана как «Хозяин могуществ и умов». Сибевейх передает, что арабы используют это слово для отрицания полного могущества. То есть это слово в этом значении означает «Ты не имеешь достаточного могущества для этого». Также общеизвестно такое выражения как: «Имеется рука находящееся выше другой руки вплоть до арша (великого трона)» означающее «Имеется могущество, превосходящее другое могущество, и только Аллах обладает не превзойдённым могуществом.» Таким же образом когда говорится: «Такой-то имеет руки или пальца в этом деле» имеется в виду, что тот имеет влияние и воздействие на это, и в этом значении это слово является синонимом слова могущество. Также слово «рука» используется в значении инструмент.
4.Означает «имущество». Когда говорится «Этот участок находится в руках у такого-то человека» имеется в виду, что участок является его собственностью и именно он распоряжается им. Так аят: «в чьих руках брачное соглашение.» (Корова, 237) означает «Тот, кто владеет правом заключать брак.»
5. Является усиленной формой оказания помощи и приписывания к себе. Например, «Я сделал это своими руками » означает не только «Я сам это сделал» но и «Я сделал это прилежно, приложив для этого много усилий и поэтому это вещь имеет большую ценность.» Аят: «кого Я сотворил Своими обеими Руками?» (Сад, 75 ) указывает на великую честь оказанную Адаму (мир ему).
Хасан аль-Ашари сказал: «Йедуллах (рука Аллаха) это качество, истекающее из затуллаха (сущность Аллаха) которое отличается от могущества. И таквин (творение) путем истифа (выбора) является его свойством.» Большинство богословов придерживались мнения, что слово йед (рука) применительно Аллаху означает могущество или благо.» (Элмалыли Хамди Языр-Религия Истины Язык Корана)
Запрещается придавать форму Аллаху
Невозможно умом познать сущность Аллаха. Потому что «Он - Аллах Единый, Аллах Самодостаточный. Он не родил и не был рожден, и нет никого равного Ему» (Ихлас, 1-5). «Взоры не могут постичь Его,» (Скот, 103). Поскольку ум может постичь и понять только материальные вещи. А Аллах не является материей. Все вещи, которые мы опознали и всё что мы пока не смогли опознать нашими органами чувств, были сотворены Аллахом, который далек и выше всех недостатков. А творения не являются частью творца и не могут быть похожими на него.
Человеческий ум не в силах познать сущность Аллаха, потому что Он не похож не на одно из существ во вселенной.
Так же как стол не похож на плотника смастерившего его, так и Аллах не похож на свои творения. Он выше материи. Поэтому Аллах выше от нахождения в пространстве и во времени, от становления больше, от совершенствования, от соединения и распада. Он не имеет начала и конца. Когда человеку рассказывают о вещи, которую он раньше не видел, он старается представить себе, форму и свойства этой вещи используя такие вопросы как: «То есть на что это похоже?» как ключ разгадке.
Из этого можно сделать вывод, что имеются два метода, которыми человек может познать незнакомую ему вещь. Первый из них это постараться познать незнакомую вещь, которую он раньше не видел, сравнивая её с похожими на неё вещами. А второй метод это, познавание незнакомой вещи, сравнивая её противоположностью. Именно по этим причинам человек в не состоянии познать истинную сущность Аллаха. Поскольку не существует никого похожего на Него, также как не существует Его противоположности.
Аллах покажет свой лик своим рабам в раю
«Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа.»(Воскрешение, 22-23)
Джабир ибн Абдуллах передает:
«В то время как обитатели рая будут проживать среди благ, вспыхнет свет. Они тотчас поднимут головы и увидят, что Великий Господь приблизился к их головам и что Он говорит им «О, обитатели рая приветствую вас.»
Далее посланник Аллаха (мир ему и благословение) продолжил:
«Это и есть событие, о котором сообщается в аяте «Их милостивый Господь приветствует их». Господь будет смотреть на них, а они будут смотреть на своего Господа. Пока они будут смотреть на него, они не будут обращать внимание на блага рая окружающие их. Это состояние продолжится до тех пор, пока Господь скроется от них. Аллах скроется от них, но свет и благодать Аллаха на обитателях рая и на их райских жилищах останутся навечно.
Из этих аятов и хадисов становится ясно, что все правоверные являющиеся обитателями рая будь они мужчинами или женщинами увидят Аллаха в будущей жизни.
poznayteislam. Kaynak: http://www.poznayteislam.com - Как нужно понимать выражение «рука Аллаха» упоминающийся в аятах и хадисах?ru

Задайте нам вопрос
Добавьте комментарий

1435 - 1438 © © www.poznayteislam.com